14 отзывов
Производство и продажа полипропиленовой упаковки
+380 (50) 318-57-69

Особенности перевозки мягких контейнеров (биг-бэгов) рефрижераторными судами

Особенности перевозки  мягких контейнеров (биг-бэгов) рефрижераторными судами

Рефрижераторные суда, специально предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов, могут перевозить различные типы грузов, в то время, когда идут за товаром в страны специализирующиеся на выращивании фруктов. Поскольку удобрения пользуются большим спросом в аграрных странах, они стали очень распространенным возвратным грузом. Удобрением может быть аммиачная селитра или другие типы нитратов или фосфатов, включая мочевину. В сухом, гранулированном виде эти продукты могут быть отправлены навалом, в мешках или в мягких контейнерах, так называемых биг-бэгах.
Мягкие контейнеры отлично подходят для перевозки гранулированных грузов, таких как удобрения. Но во время движения судов в штормовых условиях было обнаружено, что груз может перемещаться внутри мягких контейнеров, и они могут принимать несколько иную форму. Если они уложены плотно между собой и стенками трюма, то это обычно не представляет проблемы. Но при перевозке в много-палубных грузовых трюмах без дополнительного крепления между биг-бэгами и верхней палубой груз может сместиться. Перемещение такого груза на нескольких палубах может привести к тому, что судно получит крен и, в конечном итоге, опрокинется.
Рефрижераторные суда более уязвимы к смещению груза в мягких контейнерах, чем другие суда. Их конструкция имеет узкий корпус, который более подвержен крену. Рефрижераторные суда обычно имеют четыре палубы высотой 2,2 метра, что позволят расположить мягкие контейнеры только в один ярус оставляя незаполненное пространство сверху. Также из-за алюминиевого напольного покрытия или подложенных, в целях чистоты, пластиковых листов сцепление биг-бэгов с опорной поверхностью может быть уменьшена.
Исторические факты
26 февраля 1986 года судно общего назначения ANGELA SMITS из-за сильной погоды в Бискайском заливе в результате смещения груза получило сильный крен и в итоге затонуло. В качестве груза использовалась аммиачная селитра в мягких контейнерах, которая была загружена на заводе Norsk Hydro в Порсгрунне, Норвегия, и предназначались для Австралии.
Крупная катастрофа с судном, перевозящим биг-бэги, произошла 9 декабря 1994 года, когда украинский SALVADOR ALLENDE затонул в Северной Атлантике. Во время плавания из Фрипорта, штат Техас, в Хельсинки, оно столкнулась с штормом в 750 милях от Новой Шотландии, получило крен и перевернулось.
SALVADOR ALLENDE было обычным грузовым судном, но имело сходство с рефрижераторным судном как по форме корпуса, так и по наличию верхних и нижних твиндеков. В него было загружено 7300 тонн риса в биг-бэгах по 1,7 м3, каждый весом около одной тонны. Рис имеет такую же склонность к перемещению в мягких контейнерах, как и другие гранулированные грузы.
Во время качки судна биг-бэги стремятся заполнить имеющееся свободное пространство. При боковом давлении груз может сжиматься и также подниматься внутри контейнера, тем самым увеличивая зазоры между биг-бэгами. Даже при смещении мешка всего на 2 см, уже при  24 таких мешках смещение груза может быть критическим и привести к крену в результате которого судно опрокинется.
В случае с SALVADOR ALLENDE было обнаружено, что смещение груза могло составлять тысячи тонн. В ходе расследования было установлено, что укладка контейнеров была недостаточно плотной. Мягкие контейнеры находились в нижних трюмах, нижнем и верхнем отсеках твиндека, и в зависимости от высоты отсеков уложены в 2-5 яруса. В незавершенных рядах и вокруг препятствий, таких как колонны и рамы, было достаточно свободного пространства. Для заполнения пустот использовались резиновые покрышки и поддоны, что было не очень хорошей идеей. При закреплении груза использовались троса не из стальных проволок, а из 14 мм синтетического и натурального волокна. Троса покрывали только часть груза, и поскольку они были просто продеты через ремни, контейнеры могли перемещаться вдоль них. Совокупность этих факторов позволило грузу сместится и опрокинуть судно.
В 1997 году судно VANESSA перевозящее удобрение в мягких контейнерах попала в плохую погоду и также затонуло.
После опрокидывания рефрижераторного судна VANESSA и смещения груза на судне NYANTIC. крупный поставщик аммиачной селитры Yara Industrial, Technical Nitrates вынужден был использовать другие типы судов для перевозки своих грузов. Пока они совместно с MariTerm не разработали необходимую концепцию перевозки таких типов грузов на рефрижераторных судах.
Поперечное сечение рефрижераторного судна, где биг-бэги на палубе С и D были прикреплены ремнями к цепям, проходящим через грузовой отсек, а биг-бэги на палубах A были прикреплены к фиксированным точкам конструкции нижней палубы. Оба метода создают две продольные границы мешков, чтобы остановить боковое перемещение груза.
Для фиксации биг-бэгов в трюме было разработано два метода крепления, заключающихся в создании нескольких продольных перегородок препятствующих смещению груза. Это достигалось либо растягиванием цепей над мешками на расстоянии от 3 до 5 метров, и закреплении на них продольных рядов мешков с помощью лямок, либо фиксации цепочки биг-бэгов в заданных точках под конструкцией палубы. Все цепи и кронштейны должны были выдерживать минимальную разрывную нагрузку 20 тонн.
Погрузка биг-бэгов начинали по периметру, вдоль стен грузового трюма. В этом случае все незаполненное пространство трюма оставалось в центре.
Все свободное пространство между мягкими контейнерами или между мягкими контейнерами и элементами судна заполнялось наполнителем препятствующему перемещению контейнеров, а также защищающих биг-бэги от повреждения острыми предметами. Уже поврежденные мягкие контейнеры не допускались к погрузке. В том случае, если стенки трюма судна были не вертикальные, то фиксация биг-бэгов также проводилась и по внешней стороне уложенных контейнеров.
На этом рисунке показан вид сверху, палуб C и D. На них биг-бэги фиксируются двумя продольными перегородками. Эти перегородки образуются мягкими контейнерами, прикрепленными к четырем цепям растянутыми между стенками трюма.
На этом рисунке показана схема крепления мягких контейнеров при помощи крепежных ремней и цепей, а также крепежных элементов D-образной конструкции под палубой
И наконец, была настоятельная рекомендация судам перевозящим такой вид груза, тщательно планировать свое передвижение в зависимости от текущих погодных условий.
Все эти предпринятые меры значительно снизили возможность смещения груза однако не устранили его полностью, поэтому к судам перевозящие подобные грузы предъявляются особые требования к их устойчивости.
Компания Yara Industrial, Technical Nitrates выразила мнение, что проведенные испытания и установленные ими требования к креплению биг-бэгов действительны только для того типа мешков, которые они используют, и судов, которые они загружают. С 1997 по 2011 года около 500 судов доставили грузы в мягких контейнерах из Yara, и все они без проблем прибыли в свои порты назначения. Поэтому принципы, установленные Yara, заслуживают изучения другими грузоотправителями и судоходными линиями.

Насколько вам удобно на сайте?

Рассказать Feedback form banner